Институт непрерывного образования
Диплом о высшем образовании
Срок обучения:
2 года 10 месяцев
+7 (343) 221-27-62
+7 (343) 221-17-91
Время работы со студентами:
пн-пт: 0900 — 1800
сб: 0900 — 1800
перерыв: 1230 — 1330
Наш адрес
г. Екатеринбург,
8 Марта, 62, аудитория 206

ЯКОВ СИЛИН: «КОМУ НУЖНЫ ХОРОШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ – ПРИДУТ УЧИТЬСЯ В УРГЭУ!»

Интервью ректора УрГЭУ Якова Силина журналистам «Российской газеты, «Комсомольская правда–Урал» и «Московский комсомолец–Урал», 19.12.17

 

МК: – Яков Петрович, какие крупные события были в минувшем году?

Одно из значимых событий – VIII Евразийский экономический форум молодёжи. Мероприятие вышло на уровень, который самому университету уже не «переварить»: десятки регионов, десятки стран, более 1800 отобранных работ и проектов, около 300 экспертов… Масштабы далеко не вузовские и не региональные, поэтому мы предложили федеральному агентству по делам молодежи Росмолодёжь взять форум под своё «крылышко». Они оценили масштаб и согласились. В апреле 2018 года состоится очередной, девятый по счету, форум. Уверен, по содержанию он не уступит предшественнику, а, может быть, будет сильнее.

Яркое событие – олимпиада по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся в России. Местом ее проведения стали не вузы Москвы, Санкт-Петербурга или городов центральной части России, где и в советский период училось много зарубежных студентов, а УрГЭУ. Оценив высокий уровень проведения, организаторы выбрали наш университет для проведения спортивной олимпиады среди иностранных студентов, обучающихся в России.

В вузе активно развивается международное направление, растет число иностранных студентов. За последние два года их количество выросло более, чем в два раза: порядка 500 студентов из 38 стран. У нас нет цели гнаться за количеством стран и студентов. Важно другое: мы даём знания, которые востребованы и во многих других странах. Тридцать восемь стран – это серьезный аргумент, свидетельствующий о том, что на Урале есть экономический университет, который даёт базовые знания, востребованные в самых разных странах. Это важно!

Мы основательно усилили подготовительный факультет для иностранных студентов. Предлагаем готовить их не только для последующего обучения у себя в университете, но и для других вузов. Последние, у которых нет подготовительного факультета, только выиграют от этого сотрудничества.  

Наука в университете напрямую связана с качеством обучения. Образован новый диссертационный совет по экономике из трех дисциплин – финансы, менеджмент и маркетинг. Мы создали в 2017 году новый, электронный, научный журнал. Такого никогда не было. Серьёзным образом укрепились по науке. Издаем авторитетные научные печатные издания «Известия УрГЭУ» и «Управленец». Последний прошел пять рейтингов – это очень серьезное продвижение.

Мы стимулируем студентов по различным направлениям: образованию, науке, спорту, творчеству, общественной работе. В университете действуют 28 кружков, клубов, секций… Но на первом месте стояла и будет стоять учёба. Мы повысили требования к результатам учебы студентов, их отношению к обучению и дисциплине. Будем и впредь отчислять неуспевающих за слабую учёбу. Я всегда практикам задаю вопрос: «Вам плохой специалист нужен?» Все говорят: «Нет». Тогда зачем терять время на подготовку нежелающих учиться? Мы всегда даём отстающим шанс исправиться. Не воспользовался – отчисляем, сотнями каждый год. Результат: значительно повысилось качество и количество желающих учиться. На первое декабря у нас было 17 000 обучающихся.

В 2016 году мы создали и запустили обновленную балльно-рейтинговую систему для профессорско-преподавательского состава. Она показала свою эффективность: 55 процентов преподавателей получают ежемесячную премию. Теперь педагоги могут сами планировать свои доходы. Вклад в науку измеряется баллами, баллы переводятся в деньги. В итоге – каждый месяц премия. Эта система стимулирует преподавателей, в частности, готовить публикации высокого уровня в российских и зарубежных журналах. Думаю, в 2018 году число регулярно получающих премии станет выше, а размер финансирования увеличится. Университет, в котором есть доктора наук и чёткая система, всегда будет в более выигрышном положении. Выбор вуза для абитуриентов и их родителей становится очевидным. Идут учиться у сильных, авторитетных педагогов. Идут к тем, у кого есть научная школа!

По итогам комплектования штатного расписания более 30 преподавателей мы перевели из системы высшего в средне-профессиональное образование – в наш колледж, а несколько десятков человек покинули учебное заведение. Причина – несоответствие требованиям педагога вуза.

МК: – Это не приведет к дефициту преподавателей?

– Нет. У нас очень сильный педагогический состав! Гордость университета! Уходят слабые, остаются сильные. Это процесс сложный. Он не всех устраивает. Поставьте себя на место человека, который пришел учится и выбирает между сильным и слабым педагогом. Выбор будет однозначно в сторону сильного педагога. Тогда кто будет финансировать слабого?

Первоначально мы предложили преподавателям полную переподготовку или повышение квалификации за счёт университета. Качество возросло через усиление требований и стимулирование по науке и образованию – это подтвердит любой. У нас все педагоги получают оценку от коллег и студентов. Не всем это нравится, здесь есть определенный субъективизм. Это относительный критерий, но мы и его учитываем. Ключевые показатели – это научная, научно-методическая работа, участие в конференциях, качество лекций, семинаров и другое.  

Важно отметить укрепление материальной базы. Если в 2016 году мы закупили 100 компьютеров с современным IT-сопровождением, то в 2017 году – 225.

Мы полностью реконструировали музей, сейчас в нем действуют три площадки. Мы запустили новый проект: к 50-летию университета на сайте еженедельно размещаются интересные факты об истории университета. К 50-летию УрГЭУ создали хороший фильм об истории университета, нашли старую хронику. Сделали большое количество копий, так как фильм к 25-летию вуза, к сожалению, не сохранился. Совместно с ветеранами вуза (среди них есть такие, кто все 50 лет у нас работал) издана хронико-документальная книга о жизни и развитии университета за полувековой период. Проект в духовно-нравственном плане   интересным получился. Кроме того, отремонтировали и переоснастили Дом культуры, спортивный комплекс, завершили реконструкцию тренажёрного зала для студентов, преподавателей и сотрудников. Заказали современные тренажеры.

Создали научно-лабораторный комплекс и восстановили инженерную подготовку. Многие годы университет готовил инженеров для пищевой отрасли по направлению «технологические машины и оборудование». Это было уникальным преимуществом университета, но, к сожалению, на несколько лет подготовка специалистов была прекращена. Сейчас всё возродили.

В студенческих общежитиях сделаны большие ремонты: в здании на улице Умельцев отремонтировано четыре этажа, заменены стояки холодного и горячего водоснабжения – эти работы не проводились долгие годы. Оборудовали перед общежитиями спорткомплекс. Немало было сделано по обустройству общежития на улице Щорса. Обновили автопарк, чего не делалось много лет. Закупили все необходимое в библиотечный комплекс.

Мы провели семь крупных научно-практических конференций с 29 сентября по 29 ноября и завершили их II международной конференцией «Урал – ХХI век: регион опережающего развития». Последнюю будем организовывать каждый год. Мы – самый сильный в России промышленный регион. Проблемы реиндустриализации и новой индустриализации для Урала актуальны как никогда. А губернатором области Евгением Куйвашевым реализуется программа «Пятилетка развития».

В целом при подготовке к 50-летию упор был сделан на укреплении материальной базы, качестве обучения, создании диссертационных советов и укреплении научных журналов. Заметно изменились интерфейс и содержание сайта, а также наши корпоративные газеты. Они пользуются популярностью.

МК: – Обращаются ли промышленные предприятия с просьбой провести исследования?

– На выборы ректора я шел с одной из принципиальных задач –– встроить университет в хозяйство региона. Мы должны быть кому-то нужны. Если это кафедра финансового плана, то банкам, страховым компаниям, финансовым органам во власти региона и муниципалитетов. Если экономика предприятий, то заводам и так далее. Встраивание в эту систему, подписание соглашений о сотрудничестве, направление на практику студентов – это гарантия будущего трудоустройства. Для этой же цели мы запустили систему портфолио студентов, чтобы при трудоустройстве у него в запасе были такие аргументы, которые позволили бы работодателю обратить на него внимание. Сильному региону нужны хорошие и амбициозные специалисты, те, кто хочет чего-то добиться. Студент может не по всем предметам хорошо учиться, но по каким-то должен отличаться в лучшую сторону и быть сильнее других. 

Мы постоянно приглашаем представителей крупных и средних предприятий в университет, чтобы они могли корректировать наш подход к обучению, вносить изменения в программы обучения. Обсуждаем с ними все накопившиеся проблемы. Учимся у них. Это очень важно.

Каждый учебный год начинаем с научно-методической конференции, на которой обсуждаем, в каких вуза и что нового появилось за год, как эти новшества применить с точки зрения преподнесения знаний и усвоения их студентами. Очень важно, чтобы педагоги владели современными методиками обучения.

Мы продвинулись по позиционированию университета среди других вузов. Приведу один показатель: по качеству внутреннего финансового менеджмента среди вузов России мы вышли на девятое место. Это означает максимальную открытость, публичность и внутреннюю дисциплину. Даже если бы мы были на 50-й позиции – это было бы хорошо. Конечно, сложно удержаться на взятом рубеже. Мы учим экономистов, хозяйственников, управленцев, а это значит, что внутренняя система должна быть на хорошем уровне.

В целом же юбилейные мероприятия были посвящены наработкам и результатам, которых добились несколько поколений сотрудников и педагогов СИНХа–УрГЭУ.

В день празднования 50-летнего юбилея мы вскрыли капсулу с обращением к потомкам, которая была заложена в 1968 году, и зачитали его всем присутствующим. Послание было написано интересно, прозорливо, а местами, может быть, наивно.

МК: – Вы новое послание потомкам не составили?

– Тут спешка не нужна. Написать на 50 или даже на 25 лет вперед –риск большой. Будет похоже на фантастику. Мы предложили студентам, коллективу высказать свои предложения. Посмотрим, что получится. В любом случае это интересно. Вложим наш текст в эту же тубу. Она сохранится, наверное, ещё многие поколения.   

МК: – Какой бы подарок вы хотели получить к 50-летию?

– Я бы хотел изменения отношения к обычным вузам со стороны государства. Звучит, может быть, с вызовом. Необходимо значительно увеличить финансирование таких вузов: именно они на местах обеспечивают развитие государства. Нам нужны новые корпуса, современные лаборатории, общежития. Если бы у нас сейчас была такая возможность, то мы бы увеличили количество наших студентов, а также иностранных. Сегодня нужно учиться, жить и развиваться в интернациональной среде. Наши педагоги тоже нарабатывают опыт обучения разных студентов – независимо от того, из каких они стран и на каком языке говорят.

МК: – Преподавание ведется на английском?

– На русском. Магистратуру по международному менеджменту мы подготовили на английском языке. Сегодня большая часть молодёжи достаточно сносно говорит на английском, но чтение курса на английском требует иного уровня владения языком. Отдельные лекции или курсы в университете и сейчас читаются на английском. Будущее как раз за этой формой обучения, она наиболее распространена в федеральных вузах.

Мы расширили реальные контакты с вузами. Желающих с нами сотрудничать много. Это народно-хозяйственные вузы Самары, Ростова, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска. Если брать бывший Советский Союз – Минск, Баку, Ташкент, Бишкек. Обмениваясь опытом, мы не изобретаем велосипед, но вместе мы движемся быстрее. У каждого из них есть свой уникальный опыт.

У университета установились системные отношения с одним из вузов Чешской Республики. Выступаем друг у друга с научными докладами. Недавно издали сборник научных работ на чешском, русском и английском. В этом году работа проведена с Венгрией и Словакией. С рядом европейских стран – Италией, Францией, Германией – идёт обмен студентами.

В приоритете у нас остается и азиатско-африканское направление – это наше преимущество. У нас учатся студенты из 12 стран Африки. Идет серьёзная работа со странами Латинской Америки. Это третье крупное направление, думаю, что у нас все получится.

Хочу вам предложить проект. У нас есть корпоративная газета. Почему бы нам не сделать вкладыш университетского издания у вас, а вам – в нашей газете? Сегодняшние студенты стали активно читать наши выпуски. Повзрослев, они будут брать в руки более серьезные издания, как ваши. Когда вы их хотите приобщить к этому? Надо сейчас это делать.

Вернусь к балльно-рейтинговой системе. Почему мы спрашиваем у студентов оценку преподавателя? Они иногда более прозорливо говорят, чем отдельные педагоги с большим стажем. Старшее поколение в хорошем смысле в определённых стереотипах живет, ему так удобно. А молодой не боится рискнуть, не боится говорить. На встречах слышу от них: эти педагоги нам не нравятся, их лекции неинтересные. Также делают замечания к внешнему виду. Два таких преподавателя не услышали замечаний ни старших коллег, ни студентов, ни их родителей. И я был вынужден не продлевать контракты. Тот, кто приходит учиться, в ближайшее время будет влиять на вас с нами, на общество. Получив знания, он должен получить и основы поведения, которые «считывает» в том числе и с педагога. Преподаватель, педагог не только учит, но, прежде всего, воспитывает.

В этом году университет стал профессиональной площадкой для Уральского отделения Вольного экономического общества России. ВЭО России – первый институт гражданского общества страны, старейшая общественная организация, основанная указом императрицы Екатерины Великой в 1765 году. За 252 года своего существования они ни разу не закрывалась. Слово «вольное» менялось на «советское», «российское», но сама организация всегда действовала.

В состав регионального отделения ВЭО России вошла и Челябинская область. Это правильный шаг. Для чего создаются эти региональные общественные организации? В первую очередь для популяризация экономических знаний. В обиходе мы же все сами себе экономисты: дома планируем свой бюджет, расходы, затраты. Есть люди, которые занимаются этим профессионально. И еще меньше тех, кто может сложные экономические темы доходчиво донести до обывателя. Создание общественных структур нередко превращается в политическую организацию. Уральское отделение ВЭО России – это общество профессионалов, где все-таки превалируют знания и общественный интерес, а основная цель – польза обществу и конкретному человеку.

Создание таких структур на местах, как Уральское отделение ВЭО России, позволяет избежать многих ошибок. Это обсуждение проблем с представителями органов власти, доведение информации до населения. Иногда необходимо, наоборот, убрать накал. Иногда люди, особенно политики, не разобравшись в вопросе, делают неверный вывод, вбрасывают информацию в общество, спекулируют на настроениях масс.

Сегодня я подписывал документ. Одна из школ просит провести мастер-класс или прочитать лекцию для школьников, педагогов, родителей с целью грамотно и доходчиво ответить на вопросы, связанные с экономическими изменениями в стране. Например, как широкой аудитории доступно можно объяснить решения, которые в 2018, 2019 или 2020 году могут привести к увеличению налога на имущество на основе кадастровой стоимости в 27 раз? Вчера рубль платил – сегодня 27. Это надо обязательно «пересмотреть». Почему такие экономические решения принимаются? Как объяснить людям, правильно это или неправильно? Сама кадастровая оценка не страшна – платеж страшен. Для тех, кто имеет в собственности недвижимость или сдает ее в аренду, увеличение платежа в два раза – это большая нагрузка. У нас что, зарплаты, пенсии, доходы выросли в два раза? Надо объяснять людям и структурам, принимающим подобные решения, последствия. Принятие такого решения автоматически влечет за собой увеличение стоимости любого домика в саду, квартиры, иного имущества.

Люди дошли до президента, озвучили проблему на пресс-конференции Владимира Путина, просят вмешаться. У нас что, всё будет решать президент? Это надо уметь объяснить. Иногда, если решения загодя вредны для государства, нужно, чтобы эксперты сказали свое веское слово. Профессионалы в сфере экономики профессионально, быстрее и лучше других разберутся, выскажут свою позицию.

В университете есть такая структура – Евразийский научно-исследовательский институт человека. Месяц назад мы отмечали его 10-летие, издали очень хороший сборник по итогам работы. Обсуждаются самые различные проблемы. Это история и последствия Второй мировой войны, проблемы экологии и развития регионов, вопросы ядерной физики, проблемы человека как таковые. Люди приезжают с выступлениями из разных территорий России, сложнейшие темы в переложении на доступный язык очень интересно излагают. Это интеллектуальное пиршество. У нас экономический университет, но посмотрите, кто здесь собирается! Каждый месяц десять лет подряд проводится заседание. В последний раз по нашему приглашению приезжал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Мероприятие собирает очень интересных людей. Их оценка событий, изменений в социально-экономической жизни общества, предложения, влияние на настроения масс – это очень важно. Для студентов и преподавателей подобные мероприятия в порядке вещей. Университет старается не отстать, поэтому приглашает тех, кто обогатит собравшихся новым уровнем информации, откроет новые возможности. Тем более, что ситуация с высшим образованием среди вузов сложная. Конкуренция сильнейшая. Только в Екатеринбурге 16 университетов.

МК: – В следующем году какое событие в университете будет самым главным?

– Их будет целая серия. Знаковыми, конечно, останется Евразийский экономический форум молодежи (он пройдет с 17 по 20 апреля), в ноябре запланирована Неделя экономиста и крупная экономическая научно-практическая конференция. Обязательно состоится конференция по проблемам экономики труда, пищевым технологиям. Первое заседание предприятий пищевой отрасли Свердловской области пройдет на площадке университета в марте 2018 года. В 2017 году прошла крупная конференция по пищевым технологиям с великолепным составом участников. Это уникальное преимущество. Здоровое питание, зеленая экономика – об этом все говорят. А где специалисты? Кто их готовит? Вот эти жизненные вопросы мы и обсуждали.

В следующем году для нас будет очень важно пройти аккредитацию. Это оценка деятельности университета на очередные шесть лет по направлениям и профилям подготовки. Кроме большого объема документации, очень серьезный перечень требований по качеству преподавания, состоянию материальной базы. Требования возрастают каждый год очень сильно. В составе университета работают восемь экспертов Рособрнадзора России. Это наши педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и аттестацию и постоянно участвуют в таких мероприятиях по всей стране. Мы сознательно это делаем, чтобы мониторить ситуацию и внедрять новшества.

В начале 2017 года прошли предварительную аккредитацию две кафедры – юридическая и классическая бухучета. В целом прошли на хорошем уровне, хотя были и замечания.

Продолжится укрепление материальной базы. По спорту, по оснащению, по ремонту задумки есть. Более предметно об этом можно будет говорить в январе–феврале, когда у нас будет принят ряд решений.

Введенная два года назад балльно-рейтинговая система стимулирования дала хороший результат: укрепились сильные, воспользовались шансом подтянуться слабые. В 2018 году мы за счет средств университета начинаем стажировки преподавателей, в первую очередь всех выпускающих кафедр. Например, педагоги кафедр экономики предприятий, финансового менеджмента, корпоративной экономики пойдут на предприятия. Продолжаем совершенствовать эту систему, чтобы было больше пользы как самому педагогу, так и университету. Преподаватели кафедр государственного и муниципального управления; региональной, муниципальной экономики и управления – в органы власти. Это будут стажировки преподавателей в том реальном секторе экономики, для кого они готовят специалистов. Как бы мы хорошо не готовили, разрыв между образованием и реальной жизнью есть, и он увеличивается. Как его можно сократить и узнать, какие новшества необходимо привнести в обучение? Только практикой. Думаю, что стажировки придется проходить хотя бы один раз в год. Пройдет два-три года и это новшество станет привычным.

Приведу пример. Сбербанк, ВТБ, УБРиР и другие показывают, как часто у них происходят изменения в современных технологиях управления процессами. Как же мы успеем, если у нас подготовка длится шесть лет? Значит, нам надо идти в их структуры. А им к нам – на повышение квалификации и переподготовку кадров. Нужно создать такой переток. Есть главный хозяйственный вуз региона, поэтому нужно использовать нас как механизм. Для АО «НПО Автоматики», завода имени Калинина, оптико-механического завода, антимонопольной службы, таможни, казначейства мы уже реализуем программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Это не только лекции, но и доклады с выкладками, аналитикой, своеобразные семинары, обмен опытом. Это – новые знания!

В 2018 году мы начинаем подготовку по направлению «государственный аудит» совместно с федеральным казначейством и для его структур. Недавно с ТФОМС подписано соглашение, у них 70 процентов сотрудников – экономисты, финансисты, бухгалтеры. Это наш блок. Руководство поставило перед нами сложную задачу: обеспечить повышение квалификации и переподготовку действующих кадров, а также организовать подпитку – готовить новые кадры. Встроиться в хозяйство – это целенаправленно готовить для тех, кому это нужно. Это правильный курс.

МК: – Идет процесс сливания некоторых вузов. 16 вузов в Екатеринбурге – это очень сильная конкуренция. Как будете выживать?

– Мудрые не спешат, поэтому всегда успевают. В 2017 году мы подали документы и представили разумную оптимальную программу развития с упором на собственные силы. Из более сотни заявок рассмотрено 86. Только часть из них получили статус опорных и только восемь получат финансирование. Нас среди них нет. Мы не ставили себе цель стать опорным университетом любой ценой. Это конкурс, поэтому исходя из определенных критериев и показателей, министерство выбрало 22 вуза. Будем ли снова подавать документы? Это будет решаться в 2018 году.

По большинству показателей мы хоть сегодня проходим, но решение за губернатором и федеральным министерством.

Возможно объединение нескольких вузов – этот процесс не прекращался и в ближайшее время будет продолжаться. Ряд вузов находятся в очень тяжелом положении. Наша задача – не спешить с принятием кардинальных решений. Сегодня в Свердловской области несколько университетов, которые с равным успехом могут претендовать на роль опорного вуза или быть объединены.

Об аккредитации. 16 января 2018 года мы подали документы на аккредитацию. После этого приедет комиссия и будет оценивать университет, его возможности и перспективы. Только после этого можно будет говорить о дальнейших шагах.

Есть вещи, которые мы сделали в 2016 году, а они дали результат сейчас. Когда я подписывал в январе 2016 года дипломы и приложения к ним, то увидел от 72 до 85 предметов. Посоветовавшись с коллегами, мы с сентября 2016 года создали систему подготовки, включающую не более 45 предметов. И уже с 1 сентября 2016 года мы это применили. Искусственно разделенные на два-три предмета упразднились, курсы стали основательнее, качественнее, педагогам реже приходится ходить на подработку в другие вузы.

У первокурсников практически весь экономический блок единый. Не исключаю, что перейдем на общую подготовку в течение двух лет, а после, когда уже сформируются реальные предпочтения и склонности у студентов, с учетом мнений педагогов будем практиковать профилизацию. Пока это обсуждается.

Выживая в конкуренции, нужно выдать результат – более высокий уровень подготовки. Тогда к нам пойдут. В 2016 году у нас было 16 500 студентов, сейчас – 19 900.  Науку, журналы, диссоветы укрепляем, систему стимулирования создали, теперь требования повышаем. Чем выше требования – тем больше желающих учиться. Кому нужны хорошие экономические знания, они придут к нам в УрГЭУ! Тенденция многих лет была другой: халтурная подготовка – лишь бы была «корочка». Она начинает уходить.

О шахматах. В прошлом и этом году у нас проходил 10-дневный шахматный фестиваль. Каждый год мы предоставляем для его проведения две большие площадки. Шахматы для экономического вуза – это очень полезная система. Они вырабатывают умение быстро принимать правильное решение и нести за него ответственность. От руководителей, по большом счету, это и требуется. Когда Анатолий Евгеньевич Карпов только выступил с предложением создать на базе университета кафедру шахматного искусства и экономического анализа, то в течение нескольких часов СМИ распространили информацию о том, что такая кафедра в УрГЭУ уже создана. Мы не отбросили эту идею, каждый раз возвращаемся к ее обсуждению при встречах. Для будущих экономистов способность анализировать процессы, происходящие в обществе, обязательна. Шахматы в этом помогают. Посмотрите, как играют в шахматы маленькие дети! Кто-то из них придет к нам обязательно учиться, и эти ребята будут учиться хорошо. Это тоже один из результатов нашей работы. Сейчас тема открытия кафедры шахматного искусства и экономического анализа прорабатывается совместно с руководителем Федерации шахмат Свердловской области.

Созданная в прошлом году кафедра экономики социальной сферы нарабатывает свой опыт в области экономики здравоохранения, соцзащиты, спорта. Это несколько тысяч учреждений области, которые требуют специалистов такого плана. Недавно подписано соглашение об открытии кафедры экономики ЖКХ с компанией-застройщиком «РСГ-Академическое» и управляющей компанией «Академический». Специалистов надо готовить на «земле», а базовая кафедра – это механизм. Немало времени занял процесс подготовки базовой кафедры с ЗиКом, но скоро она начнет работу. Такая же договоренность есть с УВЗ, идет работа с рядом предприятий Каменска-Уральского, с крупными предприятиями металлургического и оборонного комплекса. Это занимает полтора-два года, но потом появляется результат.

За последние годы подписаны соглашения между университетом и 10 колледжами (техникумами) Свердловской области и Министерством образования области – это тоже очень серьезный результат. Мы координируем программу подготовки среднего профессионального и высшего образования по нашим сходным или родственным направлениям. В результате учащиеся, которые хотят получить высшее образование, точно пойдут к нам. Мы отслеживаем таких ребят, приглашаем к себе, делаем дополнительные программы и курсы. Такие студенты учатся с интересом. И для родителей меньше рисков, экономятся средства.

МК: – Есть ли у вас иностранные преподаватели?

– Есть из Болгарии, Словении, Словакии, Швейцарии, Италии. Отдельные лекции приезжали читать преподаватели из Польши, Финляндии, Венгрии и других стран. Наших преподавателей также приглашают прочитать лекции на неделю, месяц. Наши студенты уезжают, например, во французский, итальянский или немецкий университет на семестр по обмену. Столько же приезжают к нам. Читают у нас лекции и преподаватели из Москвы, Челябинска – это тоже полезный опыт.

Костяк все равно составляют наши преподаватели. Сейчас у нас более 80 человек – в аспирантуре и докторантуре. Хотелось бы больше, но наукой заниматься тяжело даже при максимальной поддержке университета. В январе 2018 года 19 аспирантов и 10 докторантов получили университетские гранты. Это очень солидная финансовая поддержка. И эту практику мы продолжим.

Последние несколько лет шельмуют экономистов и юристов. Может, проблемы в хозяйстве и экономике потому и существуют, что сильных экономистов мало? А масса подготовленных, якобы экономистов, не в силах решать накопившиеся вопросы. Раньше непопулярно было быть инженером, теперь отношение поменялось. Наша задача – продолжать работать, не обращая внимание на моду.

МК: – В чем причина?

– Когда в 1990-е государство дало возможность открывать любые направления подготовки, оно рассчитывало на то, что частник сделает то, чего не может сделать государство. Это ошибка. Рынок далеко не все отрегулирует. Когда появилась возможность купить образование, многие пошли на этот шаг вполне искренне. И многие частные вузы создавались искренне, но со временем они превратились в бизнес-структуры по выдаче дипломов, сертификатов, различных свидетельств. Нет такого количества педагогов, которые могли бы подготовить огромное количество сильных экономистов, менеджеров, маркетологов, финансистов, бухгалтеров, то есть специалистов большого экономического блока.

МК: – Есть ли у вас пожелания будущим студентам и преподавателям?

– Для студентов точно есть. Они должны понять: если выбрали экономический университет, то должны, по сути, работать. Преподавателям тоже пожелание и совет: в ходе обучения – воспитываем. Начиная с внешнего вида и заканчивая знаниями, которые даем. Запросы студентов возрастают очень быстро. Педагог сегодня – это грамотный консультант. К примеру, IT-технологиями студенты владеют лучше, чем многие преподаватели. Им это легче дается, они быстрее это используют. Но студентам сложнее перерабатывать гигантскую массу информации – у педагога есть жизненный и педагогический опыт. Преподаватели умеют это методически грамотно выстроить, расставить приоритеты в подаче информации. И начинать педагогам надо с внешнего вида, дисциплины (не опаздывать), а потом со студентов требовать. И это надо воспринимать естественным образом. Необходимо понимать: мы стоим на пороге решений, которые были давно приняты на Западе. Абитуриенты не выбрали это направление – преподаватель остался без работы. Значит, его воспринимают как слабого или это направление неперспективно. Педагог должен уметь измениться, выбрать два-три направления, близких по содержанию, и на высоком уровне суметь их освоить. Уже в ближайшее время на классическую систему образования повлияет повсеместное внедрение он-лайн курсов. На новые вызовы надо быть готовым ответить способностью изменяться, сохраняя и повышая качество образования. Надо быть готовым к таким изменениям. Хотя консерватизм и заложен в основе самой системы образования. Он и спасает, и одновременно создает проблемы. Но я оптимист и верю, что все получится. Пусть в новом году в каждом доме будут мир, покой и добро! Пусть не подводит здоровье и с достатком все будет в порядке!

Пресс-служба УрГЭУ

Часто задаваемые вопросы:

Фотогалерея

Вручение дипломов

Отправить письмо

Выберите, кому отправить сообщение.

Заполните поле!

Заполните поле!

Заполните поле!


Неправильно!